До дня города остался101день

До дня города остался101день

До дня города остался101день

В 1902 году состоялось открытие лечебного сезона в Ессентуках, и открытие театра.

Сооружение, пристроенное перпендикулярно к источнику №17 - уникальный «Театр-парк», на сцене которого блистали все «звезды» России начала XX века.

В 1900-х годах в курортных парках соседних городов по примеру известных европейских курортов были построены специальные галереи для выступления артистов. В Ессентуках тоже был театральный павильон, но он был небольшой и неудобный, поэтому было принято решение о строительстве достойного сооружения из металлического каркаса. Основную часть деталей изготовили на фабрике «Вл. Гостынский и Ко» в Варшаве, и осенью 1901 года их доставили в Ессентуки. Руководил монтажом польский инженер З. Хржановский, а все остальные работы (земляные, фундаментные, каменные) вели местные подрядчики. На металлические работы Управление КМВ истратило 20,5 тыс. рублей, еще около 8 тыс. обошлась меблировка, и 5 тыс. ушло на комплекты декораций, механизм сцены и передний занавес.

Театральный павильон состоял из зрительного зала на 700 мест и 2-х лож, а также более высокого помещения сцены с уборными и оркестровой ямы на 30 человек. Внутри зала были установлены 10 ажурных столбов, образующих коньковый фонарь с оконными переплетами. Здание было решено не строить из кирпича, из-за близости источника №20 и других геологических соображений. Первыми арендаторами театра стали петербургский артист С.В. Брагин и прусский подданный В.Н. Шульц.

Новый «железный театр» вызвал массу критических замечаний – по мнению жителей - стены пропускали уличный шум, а любой дождь оглушал публику. Видный сценический деятель Константин Станиславский в своем дневнике мрачно писал «Построили плохой театр на плохом месте», а также называл его «сараеобразным».

Однако на его сцене выступали замечательные артисты, музыканты, известные литераторы и ученые. На подмостках блистала Вера Комисаржевская, Мария Савина, в присутствии автора была представлена пьеса М. Горького «Мещане», да и сам Станиславский много работал в этом театре. На его сцену выходили Шаляпин и Прокофьев, Маяковский и Куприн, Есенин и Аверченко, устаивались благотворительные концерты и спектакли в пользу больных детей, студентов и раненых воинов.

Во время гражданской войны интерьер частично пострадал, его восстанавливали под руководством художников Московского Малого театра в 1924 году.

В советское время театр-парк также служил для выступления советских артистов и певцов и был культурным центром курорта, хотя не очень соответствовал ни по удобствам, ни по акустическим данным. Ситуация изменилась в 1981 году с открытием гастрольного театра на главной площади города.

Однако старое здание театра сохранили, была проведена его реконструкция, и помещения переоборудовали в кафе, гостинцу, кинотеатр и ряд сувенирных магазинов.

Источник: Telegram-канал "Пресс-служба Ессентуки"

Топ

Лента новостей