До дня города осталось111дней

11.05.2025, 18:28
Читать на сайте News-stavropol.ru

До дня города осталось111дней

11 мая 1903 года на реке Подкумок была заложена Центральная гидроэлектростанция Белый Уголь.

В начале прошлого века в Российской империи тоже были озадачены импортозамещением: нужно было вернуть российских туристов из Италии и Франции. Альтернативой загранице были курорты Кавказских Минеральных вод. Тогда Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Ессентуки переживали второе рождение. Тут строились роскошные ванны, лечебницы, летние галереи, театры, гостиницы, парки. Тогда же было принято решение об электрификации курортов - также для комфорта водного общества.

Инициатором строительства электростанции стало руководство Владикавказской железной дороги. Для того времени это был уникальный проект. Конечно, первые электростанции к началу XX века в России уже появились: городские в Москве, Санкт-Петербурге, частные на отдельных предприятиях. Но все они обеспечивали энергией только один объект: улицу, лесопилку, небольшой завод или шахту. А ГЭС Белый уголь должна была поставлять энергию сразу на все курорты КавМинВод (кроме Железноводска): освещать парки и прогулочные бульвары, питать трамвайные линии и обеспечивать напор минеральной воды в лечебницах. Станция должна была быть рассчитана на круглосуточную и круглогодичную работу.

Научную базу для будущего проекта создавали известные в то время петербургские энергетики Г. Графтио и М. Шателен, он же и курировал постройку ГЭС. Строительство доверили немецкой фирме Сименс и Гальске. Инженер С. Фридман разработал итоговый проект Белого угля, а также выбрал место для строительства - берег реки Подкумок. Построили станцию в рекордные сроки - всего за три месяца.

Первые испытания в августе 1903 года показали работоспособность станции: в турбинах зашумела вода. На момент запуска мощность ГЭС была небольшой - 990 лошадиных сил (примерно 740 кВт). Тем не менее, этой энергии хватало на освещение трех курортов и на питание насосов, качавших минеральную воду в санатории. Также благодаря Белому углю в Пятигорске и Кисловодске запустили электрические трамваи. Поначалу станции дали название Центральная Пятигорская ГЭС. Имя Белый уголь она получила лишь в 1913 году. Это словосочетание пришло к нам из Франции и символизировало чистоту получаемой энергии.

В 1911 году на Кавминводах было принято решение о строительстве еще одной электростанции, но на этот раз тепловой, дизельной. Запустили ее в Пятигорске в 1913 году. Тогда же работа двух этих электростанций была соединена параллельно, что стало прорывом в мировой энергетике. В дальнейшем принцип параллельной работы был использован в СССР при создании единой энергетической системы.

Энергетика Кавминвод сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1943 году гитлеровцы, отступая с оккупированных территорий, взорвали обе станции. Но станцию сразу после отхода немцев начали восстанавливать. Работали тяжело: носили гравий для плотины, месили бетон, помогали даже мальчишки, которым уже исполнилось 12 лет. В сентябре 1947 года ГЭС Белый уголь была полностью восстановлена и дала первый ток. На станции установили две турбины Уральского завода. При этом мощность станции осталась примерно такой же, как в довоенное время.

После повторного открытия ГЭС Белый уголь проработала вплоть до 1977 года. Тогда река Подкумок вышла из берегов и разрушила водозаборное сооружение, основание плотины, шлюзы. В 80-х предпринимались попытки восстановить станцию, хотя нужды в восстановлении Белого угля уже не было: к тому моменту были уже построены Невиномысская ГРЭС и Баксанская ГЭС.

Новую жизнь станция обрела только после того, как ее признали памятником истории и архитектуры федерального значения. В 2003 году, к столетию станции, здание отреставрировали. В нем открыли музей гидроэнергетики который можно посетить и сейчас по предварительной записи.


Популярные новости за сутки

Больше новостей на News-stavropol.ru