До дня города осталось 58 дней
03 июля 1911 г. министр Тимашев поручил Шреттеру дальнейшую разработку исполненного им конкурсного эскизного проекта Ессентукской грязелечебницы – ныне гордости курорта. Но то, что она имеет сейчас такой вид, но все могло бы быть иначе…
В марте 1911 г. Министерство торговли и промышленности объявило Всероссийский архитектурный конкурс проектов грязелечебниц для трех групп КМВ. Грязелечебницу в Кисловодске решили не строить из-за значительной удаленности от Тамбуканского озера. В Горном департаменте в Петербурге прошли совещания по составлению заданий и технических условий. В конкурсе приняли участие видные врачи, зодчие и горные инженеры.Для ускорения дела, архитектор Управления КМВ И. И. Байков предложил не устраивать конкурс на лучший проект Пятигорской грязелечебницы, а сразу выбрать хорошего архитектора. Председатель Общества архитекторов-художников граф П.Ю. Сюзор, рекомендовал известного зодчего М.М. Перетятковича. Таким образом, вопрос о проведении конкурса для Пятигорска сам собою отпал.
15 марта 1911 г. Общество архитекторов-художников, по поручению Министерства торговли и промышленности, объявило Всероссийский конкурс на проект Ессентукской грязелечебницы. В журнале «Зодчий» были опубликованы требования к проекту грязелечебницы для Ессентукской группы: внешний облик зданий должен соответствовать их назначению, а выбор стиля предоставлялся на усмотрение авторов.
К указанному сроку М.М. Перетяткович сделал два похожих эскизных проекта для Ессентуков и Пятигорска с учетом рельефа разных участков. А 1 июня жюри подвело итоги конкурса. Из десятка представленных под анонимными девизами эскизных проектов Ессентукской грязелечебницы были выбраны три лучших. Их авторами были Марьян Перетяткович (1-я премия), Евгений Шреттер (2-я премия), Иван Фомин (3-я премия). Все проекты выполнены в стиле неоклассицизма и выглядели очень монументально.
Проект Перетятковича для Ессентуков под девизом «Salus publica» состоял из серии зданий, как бы нанизанных на главную ось симметрии, отделявшую женское отделение от мужского. Это были два корпуса местного грязелечения и протяженное здание общего грязелечения. На этой оси находились массивный входной портал, за которым следовали общий вестибюль, галерея и зал ожидания, а так же отдельные здания лаборатории и котельной, стоящие на просторном хозяйственном дворе. Главным фасадом являлся фасад корпусов местного грязелечения с входным порталом между ними, к которому вели пандусы и широкая лестница. Здание общего грязелечения имело в плане
форму подковы, на перегибах которой находились залы отдыха. Между корпусами местного и общего грязелечения были устроены два внутренних дворика (атриума) для отдыха в теплое время. В основу художественной композиции была положена вариация знаменитой виллы типа ротонды зодчего Ренессанса Андреа Палладио.
Ввиду того, что проект Перетятковича для Ессентуков, по своей планировке и архитектурному стилю, очень напоминал его же проект пятигорской грязелечебницы, министр торговли и промышленности С.И. Тимашев, желая придать зданиям грязелечебниц на разных группах неповторимый архитектурный облик, остановил свой выбор на проекте Евгения Шреттера, получившего вторую премию.
Такая вот история. Если бы не стремление к оригинальности, то вместо уютной и такой родной нам грязелечебницы стояла бы строгая и чопорная вилла…