Гений места: Николай Пирогов на Кавказе
К 215-летию со дня рождения великого русского хирурга, учёного, педагога и общественного деятеля
Одно из значений крылатого латинского выражения Genius loci (гений места) – характеристика человека, который стал символом времени применительно к конкретной территории.
Именно это определение удачно подходит великому русскому врачу, участнику Кавказской войны Николаю Ивановичу Пирогову. Но участнику не в роли воина, а в качестве спасителя жизней. Именно на Кавказе проявились его лучшие качества медика, естествоиспытателя и гуманиста.
О Пирогове слагали легенды, в которые до сих пор легко поверить – настолько велика была вера людей в его чудодейственные способности. Впрочем, имя Пирогова совсем не нуждается в легендах.
Но обо всём по порядку.
Николай Иванович Пирогов родился 25 ноября 1810 года в Москве, в семье военного казначея и купеческой дочери. Был тринадцатым ребёнком в семье. Получил хорошее домашнее образование, несмотря на скромный семейный достаток.
Учился на медицинском факультете Императорского Московского университета, затем был зачислен в воспитанники Профессорского института, открытого при Дерптском университете, защитил диссертацию на степень доктора медицины. Учился также в Берлинском университете, а после возвращения стал первым русским профессором, возглавившим кафедру Императорского Дерптского университета.
Далее он руководил кафедрой хирургии в Императорской Медико-хирургической академии. Разработал ряд новых приёмов, благодаря чему удавалось чаще избегать ампутаций. А в 1846 году был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
Годом позже Пирогов уехал в действующую армию на Кавказ, где смог в полевых условиях испытать разработанные им операционные методы. Работал хирургом при Владикавказской крепости.
На Кавказе Николай Иванович впервые применил перевязку крахмальными бинтами (прообраз гипсовых), что заменило лубковые перевязки. Тогда же Пирогов впервые в истории медицины провёл операцию с эфирным наркозом в полевых условиях (при осаде аула Салты). Всего же великий хирург выполнил около 10 тысяч таких операций!
Кроме того, Пирогов для дезинфекции широко внедрил применение йодной настойки. Он также развивал первичную сортировку раненых, что позволило улучшить результаты их восстановления, применял другие инновационные методы лечения и реабилитации. Весь свой практический опыт работы в военно-полевых условиях подробно изложил в «Отчёте о путешествии по Кавказу». Позже эти методы Пирогов применит на лечебной работе при обороне Севастополя и на Русско-турецкой войне.
Кроме поистине титанической работы, великий врач терпел все трудности и лишения военного времени. Пирогов жил в простой палатке, днём безустанно, в труднейших условиях, проводил бесконечные операции и перевязки. Страдал, как и солдаты, от насекомых-паразитов, ел обычную еду, рисковал жизнью. И работал, работал, работал…
Оперировать ему, кстати, доводилось не только русских солдат, но и горцев. Для врача единственный враг – болезнь человека, его боль.
Сам Пирогов так пишет о своей работе на Кавказе:
«Вместо коек служили две длинные скамьи, складенные из камней и покрытые также соломой… На этих же каменьях мы делали наши операции и перевязки, обыкновенно стоя на коленях и в согнутом положении тела, по 12 и более часов в сутки, а ночью – при свечах…»
Николая Ивановича уважали «и свои, и чужие». И естественно, что на Кавказе бережно хранят память о нём. В селениях Салта и Ухли созданы Пироговские обзорные мемориальные площадки. Его именем названа районная больница в Гунибе, улица в Буйнакске. Ему установлен обелиск на территории Республиканской клинической больницы в Махачкале. Есть бюст Пирогова во Владикавказе, есть Пироговские ванны в Пятигорске…
Великий хирург был награждён множеством орденов. Но самая главная его награда – благодарность больных, которые до сих пор получают исцеление с помощью его гениального врачебного наследия.
Фото: Борис Ельшин (баннер) / РИА Новости








































